По свидетельству дошедших до нашего времени исторических документов XVI века, Борисо-Глебский монастырь был основан преподобными Феодором и Павлом Ростовскими. Около 1360 года поселился в Ростовских пределах инок Феодор. Стремясь к уединению, он три года прожил в построенной им келье, а через некоторое время к нему пришел преподобный Павел. В начале 1363 года на богомолье в Ростов прибыл Преподобный Сергий Радонежский. Узнав об этом, иноки умоляли его благословить устройство общежительного монастыря. «Преподобныи же Сергие сътвори по прошению их… и много походив по пустыни сеи… прииде на место, где стоит и доныне церковь великих страстотерпцев Бориса и Глеба, и благослови их поставити храм…»
С большой ревностью иноки взялись за работу. Во время недолгого отдыха преподобным явились во сне святые князья Борис и Глеб, ободрили подвижников словами: «Труждайтесь на месте сем, Бог и Пречистая Богородица не оставят место сие, и мы неотступно будем на помощь вам».
Местоположение монастыря было весьма выгодно. Здесь проходил древний тракт из Москвы и Ростова к Угличу и далее в Каргополь и на Белоозеро. В древности здесь были могучие дубовые леса. Народное предание сохранило сведение о том, что вокруг монастыря в начале XVII века были непроходимые дубовые чащи.
Из святынь Борисо-Глебского монастыря сохранился восьмиконечный деревянный крест, которым, по преданию, Преподобный Сергий благословил основателей обители. Крест обит тонким листом серебра, оклад, вероятно, сделан уже в первой четверти XVI века.
В XVI-XVII столетиях в монастыре подвизался великий подвижник, святой, молившийся о Руси в годину Смутного времени, - преподобный Иринарх Затворник. Из тридцати восьми лет монашеской жизни тридцать святой провел в затворе. За великие духовные подвиги и труды Господь наделил преподобного Иринарха даром прозорливости и исцеления. В 1612 году у кельи преподобного приняли от него благословение идти в поход под Москву воеводы Минин и Пожарский.
В XVII веке появились первые иконы преподобного Иринарха Затворника. Особым почитанием пользовались мощи святого и все места, связанные с его земной жизнью. К колодчику, выкопанному его руками, ежегодно приходили из Борисо-Глебской обители монастырская братия и паломники. Путь от монастыря до источника проходили за неделю, шли от храма к храму, останавливаясь на ночлег, служили молебны. Более 300 лет существовала эта благочестивая традиция…
В конце XX века по благословению Высокопреосвященнейшего Михея, архиепископа Ярославского и Ростовского, эта прерванная революцией традиция была возобновлена. Теперь снова каждый год во второй половине июля идет пеший крестный ход из Борисо-Глебской обители к источнику преподобного Иринарха Затворника у села Кондаково.
«Крестный ход уже в пути, значит нам пора идти…»
- Отец Иоанн, сколько сейчас человек участвует в Крестном ходе к источнику преподобного Иринарха Затворника?
- От начала и до конца весь крестный ход проходит около полутора тысяч человек, - рассказывает настоятель монастыря игумен Иоанн (Титов), - всего же в Иринарховском крестном ходе в прошлом году принимало участие более трех тысяч человек. Среди них было очень много детей и молодежи. Были и мамочки с грудными младенцами. Обычно мы выстраиваем свой крестный ход следующим образом: в авангарде у нас идут самые крепкие и выносливые, потом основная часть паломников, а замыкают шествие те, кому идти тяжело, и те, кто им помогает из наиболее сильных, уже испытанных крестоходцев. Поэтому у нас и не бывает отстающих, и никто не остается без помощи, в одиночестве. Есть у нас и «мотоколонна» - коляски для малышей и те, кто помогает мамам справиться с детьми и их «автомобилями». На всем пути нас сопровождают и скорая помощь, и милиция. Много заслуженных врачей: докторов медицинских наук, заведующих кафедрами идут с нами не по долгу службы, а по велению сердца, идут поработать Святому Иринарху, как люди глубоковерующие.
В 2004 году у нас во время крестного хода работала экспедиция Государственной академии славянской культуры. Сотрудники академии задались целью выяснить, какое влияние оказывает Иринарховский крестный ход на местных жителей, как меняется их мировосприятие. Они провели опрос по своим методикам, обработали результаты и рассказали мне о них. Большинство респондентов ответило примерно так: «У нас появился праздник, которого мы ждем целый год». Праздник, ради которого даже самые опустившиеся и спившиеся мужики окрестных сел и деревень надевают чистые рубахи.
Крестным ходом с нами шли и преподаватели, и студенты Славянской академии, их поразило большое количество молодежи, принимающей участие в шествии. Провели еще один опрос, цель которого была обозначить причины, почему молодые люди охотно участвуют в Иринарховском крестом ходе. Оказалось, что большая часть молодежи участвует в крестном ходе для того, чтобы найти суженого или суженую. Просто ярмарка невест и женихов, - улыбается отец Иоанн. - Меня это даже смутило немного. Приезжают и москвичи, и питерцы.
- Батюшка, сегодня одиночество действительно проблема больших городов, да и не только их.
- Согласен с вами. У нас во время крестных ходов встречали свои половинки даже закоренелые холостяки, создавали семьи, и у супругов в возрасте старше сорока лет благополучно рождались дети. Во многих семьях уже по два, по три малыша. К нам в монастырь приезжают люди и из семей с достатком, и сверхдостатком, и из-за рубежа - проблемы и беды у всех одни. За все эти годы во время крестных ходов образовалось очень много семей, и маленькие дети, которые участвуют сегодня в крестных ходах - это детки из этих семей. Крестный ход это не только то, что мы с молитвой идем три-четыре дня, но это и общение людей. Вместе идут и уже воцерковленные люди, и новоначальные, и ищущие, которые приехали первый раз «просто посмотреть», как говорят они сами.
Те, кто хоть раз поучаствовал в Иринарховском крестном ходе, обязательно приезжают вновь, пусть на один денек, если работа или иные обстоятельства не позволяют большего. Приход ростовского Борисо-Глебского монастыря в 2008 году издал памятку, адресованную участнику крестного хода. Памятка начинается песней, посвященной Иринарховскому крестному ходу, в её припеве есть строки, выражающие очень точно жизнь общины, сплоченной вокруг настоятеля обители отца Иоанна: «Крестный ход уже в пути, значит нам пора идти». Искренний интерес к судьбе каждого человека, пришедшего в порученный игумену Иоанну монастырь, доброта и участие растапливают наши окаменелые сердца, и люди идут за батюшкой, пополняя ряды крестоходцев. В 2008 году был записан и музыкальный диск, куда вошли и духовные песнопения иеромонаха Романа, и народные духовные песнопения, и песни, написанные Борисо-Глебскими крестоходцами. Каждый новый год снимаются и фильмы-повествования, где рассказывается об истории храмов, разрушенных во времена безбожия практически до фундамента, об истории сел и деревень, через которые лежит путь крестного хода. Многие из поруганных сельских храмов ныне силами Борисоглебской общины восстанавливаются, а вместе с ними возрождаются и села.
У людей, впервые увидевших молитвенное шествие с крестами, иконами и хоругвями, часто возникает один и тот же вопрос - зачем это нужно? В памятке приводится высказывание из творений святых отцов о том, что крестные ходы совершаются, «чтобы освятить людей и все, что потребно им для жизни: дома, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Все это для того, чтобы обитаемые грады и веси, и вся страна соделались причастными Божественной благодати, отвергнув от себя все губительное и тлетворное» (Скрижали, 245).
- Первый Иринарховский крестный ход состоялся в 1997 году, - продолжает свой рассказ отец Иоанн, - мы возобновили древнюю традицию почитания преподобного Иринарха - совершать пеший крестный ход из Борисо-Глебского монастыря к источнику преподобного Иринарха на его родине близ села Кондаково, в сорока километрах от монастыря. Во время каждого крестного хода служатся молебны и панихиды в храмах и на погостах, паломники по очереди надевают на себя вериги Преподобного. Первый крестный ход был однодневным, часть пути мы проехали, часть прошли. В нем принимало участие человек сто пятьдесят. Я спокойно стараюсь относиться к чудесам, - этому нас учат святые отцы, но тот первый крестный ход меня поразил - Господь дал нам столько непостижимого человеческим разумением! Если бы этого не случилось, возможно, мы бы и не смогли повторить этот путь еще раз через год.
Летом 1997 года стояла страшная жара. Мы служим первый молебен, на небе ни облачка, я окропляю святой водой паломников, садимся в автобус, и вдруг с неба, как с кропила, нас минуты две-три поливает дождик. И это при абсолютно чистом небе! Так повторялось на каждой остановке, после каждого молебна. Потом начался ливень - его ждали очень долго, была жестокая засуха. Мы на двух автобусах и машинах подъезжаем к очередному разрушенному храму, забегаем в него, служим молебен. Принимаем решение, что крестным ходом вокруг храма не пойдем - Господь воды не жалеет. Выходим - дождь вмиг перестал, на небе солнце и радуга. Обходим крестным ходом храм. И дальше к Источнику. Во время водосвятного молебна на источнике я слышу странный то ли шум, то ли шелест. Поворачиваюсь к паломникам - все в слезах. «Батюшка, шум слышали? Это деревья трепетали, каждый листик! Такое дивное благоухание!» «Я же кадил». «Нет, это что-то другое». Смотрим, вся липа в клейкой росе. У меня до сих пор хранятся эти листики. Они так благоухали!
Лапта - самая русская игра
В кабинете отца Иоанна есть огромный стол, сплошь уставленный спортивными кубками, внушительных размеров вазами и медалями.
- Батюшка, что это?
- Награды нашей сборной, - улыбается отец Иоанн. - Мы и в чемпионате России по лапте уже участвовали и победили. В прошлом году мы взяли кубок России, и это среди команд из огромного числа городов! В позапрошлом году взяли на международных соревнованиях в Риге второе место. Перечислять все награды долго.
Лапта в свое время была обязательной, как элемент физподготовки в гвардейских петровских полках. При организации Красной армии на курсах командиров эта игра тоже была необходимым элементом. До 1975 года лапта была очень популярной, и в нее играли в каждой школе. Когда же эту игру вывели из спартакиады народов СССР, этот вид спорта постепенно заглох. Сегодня существует федерация по лапте, которая проводит международные соревнования.
Несколько лет назад наши прихожане, переехавшие из Москвы и Санкт-Петербурга, организовали Отделение Международного фонда славянской письменности и культуры Борисоглебского Муниципального Округа Ярославской области. Потом на базе этого отделения создали школу духовно-нравственного и патриотического воспитания «Славяне», и уже на ее базе стал работать спортивный клуб «Борисоглебская застава».
Борисо-Глебский монастырь не раз поддерживал лаптошников материально. Помогал монастырь команде и ее тренеру и в минуты сомнений - кому мы нужны в районе со своей лаптой?! Потому и свой первый кубок ребята принесли отцу Иоанну. Вскоре принесли и второй. Сегодня монастырская братия обладает уже очень «весомой коллекцией». Команда уверенно берет новые рубежи, теперь она может позволить себе и регулярные тренировки по расписанию, и соревнования, и спортивную форму со своим клубным логотипом, и настоящие бутсы. А главное, что ребятам есть, чем заняться и куда пойти, вместо бесцельного шатания по не самым благополучным улицам Борисоглебска.
Батюшка, окропите!
Сейчас в обители под настоятельством игумена Иоанна подвизаются три иеромонаха и семь послушников. У монастыря есть свой небольшой огород и пасека - «пчелы не коровы, их пасти не надо», - шутит отец Иоанн. На протяжении всей беседы у слушателя складывается ощущение, что монастырская братия живет очень легко, просто припеваючи. Но и в этом ощущении, которое не является верным, проявляется забота монашествующих о тех, кто живет в миру. Монахи и в мелочах берут на себя наши заботы, проблемы, скорби, скрывая свой ежедневный тяжелый истинный труд. Десять человек ежегодно становятся организаторами и вдохновителями тысяч паломников, ежегодно проводят Иринарховские чтения, десять человек ежедневно буквально по кирпичику восстанавливают древнюю обитель, десять человек ежечасно возносят ко Господу молитвы о многочисленных прихожанах и духовных чадах монастыря. И расходится любовь по миру, согревая и исцеляя наши израненные сердца.
- В прошлом году, - вспоминает отец Иоанн, - перед началом крестного хода ко мне подошли наши прихожане и взяли благословение собирать травы во время шествия. Я подумал, что, наверное, будут собирать их для себя или для нашей школы патриотического воспитания. Потом смотрю - детей-то слишком много с травами бегает. Они набирают букет и бегут, чтобы я их окропил: «Батюшка, окропите!» Одни отошли, уже другие стоят: «Батюшка, окропите!» Потом ребята стали украшать цветами иконы, которые мы несли. Каждый новый молебен на иконе был новый оклад из цветов, то пижма, то иван-чай. Иринарховский Крестный ход закончился, все забылось. Под Новый год дети подошли ко мне: «Батюшка, благословите! Мы тут мешочков из парчи нашили, коробочки сделали и книжечки. В книжечках написали: «монастырский чай» и что туда входит. Благословите, мы все в свечную лавку принесем». Принесли два мешка! Приехала группа паломников из Санкт-Петербурга и весь травяной чай купила. Оказалось, что при всех их возможностях - четыре дня непрерывных сборов - спрос намного превысил предложение. Дети все это учли, и теперь серьезно изучают методики сбора трав, готовясь к очередному крестному ходу.
Было и еще одно событие, запомнившееся отцу Иоанну из последнего крестного хода. Паломничество уже почти подошло к концу, отслужили Литургию в селе Кондаково. Как обычно, перед тем как идти освящать воду в колодчике, его надо было проверить, сделать уборку, спустить пену. Еще с вечера отец Иоанн спросил - все ли проверено, утром он повторил свой вопрос. Ответ был положительным - колодчик открыли, воду спустили, пены нет. Все как всегда. Но батюшка чувствовал, что-то не как всегда. Напомнил помощникам про колодчик в третий раз. Уверили, что все в полном порядке.
- Приходим к колодчику - он на замке, - рассказывает отец Иоанн, - прошу принести ключ. Ключа найти не могут. А народу море. Батюшки и паломники ждут. Время идет, все начинают волноваться. Чувствую, что начинаю переживать и понимаю, что нельзя, чтобы настроение у меня испортилось - столько народу смотрит. У меня упадет настроение и у них тоже упадет настроение. И вдруг Господь дает мне утешение-благодать через воспоминания. Я вспоминаю, как в 1996 году мы приезжали сюда со школьниками осенью. Все было еще в запустении, на источнике лягушки сидят, квакают. Я высадил их оттуда, говорю им: «подвиньтесь», - взбаламутил воду чуть-чуть, муть прошла, зачерпываю воду и пью. Школьники смотрят - тут же лягушки только что сидели. Я им говорю: «ребята, посмотрите, мы убрали лягушек, муть прошла и вода стала чистой. Это же родник, источник, он обновился, эта вода уже чистая. Во всем нужно терпение. Потерпите, вся муть пройдет, вся грязь пройдет, если это источник, если это чистая вода изначально, то всю грязь она смоет».
Наконец ключ нашли. Открываю - там шапки пены, но я уже весело и спокойно ее разгоняю. Вся пена быстро сошла, и вода стала чистой и прозрачной. Я освящаю воду и рассказываю, что как-то мы приезжали сюда со школьниками, у одной девочки очень долго сильно болело горло, после глотка воды боль прошла по молитвам преподобного Иринарха.
Я благодарен, что Господь устроил так, что потерялся ключ и колодчик не подготовили. Пришлось потерпеть, но и радость стала больше.
Впервые опубликовано в журнале «Русский инок» в сокращенном варианте под названием «Господь дал нам столько!»
Ольга Шангина
Журнал «Русский инок», 2009 год