«…крестные ходы совершаются для того, чтобы освятить и людей и всe,
что потребно им для жизни, т. е. домы, пути, воды, воздух и самую» землю,
как попираемую и оскверняемую стопами грешников.
Все это для того, чтобы обитаемые грады и веси,
и вся страна соделались причастными Божественной благодати,
отвергнув от себя все губительное и тлетворное»
(Скрижали, 245)

Крестный ход нужен, чтобы пострадать, потерпеть неудобства во благо своей душе.

Не имеющий здоровья - просит себе здоровья.

Не имеющий семейного очага - просит себе суженую.

Сознающий свою греховность - просит оставления грехов.

Чтобы стяжать благодать и получить просимое, в народной традиции было давать обеты: пройти крестный ход в веригах, с тяжестями, в неудобной обуви, натирая в кровь свои ноги, постясь.

Если ничего не претерпеть, то это и не крестный ход.

Каждый крестный ход представляет собой непостижимое единство церковного торжества и народного покаяния. С одной стороны, это ход Воинства Небесного, Христова ополчения с хоругвями, иконами и сильнейшим из оружий - Крестом Христовым. А с другой - шествие кающихся грешников.

К крестным ходам как нельзя лучше подходят слова Константина Петровича Победоносцева о роли народа в церковной жизни: «Православная Церковь красна народом…»: В ней все «едино, всё народом осмыслено и народом держится».

У русских крестный ход воспринимался единственным средством искупления общественно-значимых, так называемых, народных грехов, для чего совершалась покаянная народная молитва.

Мотив уврачевания народной молитвой ран, нанесённых грехом, был для Русского народа важнейшим во все времена. И во все времена было живо народное убеждение, что минута всенародного покаяния для Бога равна многолетней трудной молитве отшельника.

Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20).

Среди сотен и тысяч людей десятки молятся сердечно, искренне, пламенно... И каждый участник крестного хода может загореться от этих молитв. Но для этого нужен подвиг, осмысленный подвиг ради Христа. Делать дело Божие надо с рассуждением, помня в какое время живем... XXI век.

Вериги с тяжестями и неудобную обувь может заменить маленький камешек во рту - «Положи, Господи, хранение устом моим» (Пс. 140,3), дабы дал Господь дар благоразумно говорить, и молчать в надлежащее время: ибо «кто не согрешает в слове, сей совершен муж» (Иак.3,2). И есть время глаголати, и время молчати (Екклес. 3,7). Отказаться от пользования сотовым телефоном, оставить дома радиоприемник и магнитофон (плейер…

С собой желательно иметь всё то, что необходимо в многодневном походе с ночлегами в палатках и под открытым небом: кружку, миску, ложку, фляжку (пластиковую бутылку для воды), плащ-накидку, сменные носки, удобную (разношенную обувь), коврик и легкое одеяло, куртку или свитер на случай холодной погоды. Из продуктов можно взять с собой немного орехов, сухофруктов, сухое галетное печенье, сухари.

Собираясь в крестный ход, укладывая вещи, которые напоминают об отдыхе на природе, необходимо еще находясь дома, настраивать себя на то, что это не турпоход, не отдых, где можно будет «расслабиться». Надо готовить себя на битву, на бой со своими страстями. На всех, без исключения участников крестного хода, распространяется «сухой закон» (распитие спиртных напитков, в том числе, пива категорически запрещено).

Курящим стараться воздерживаться от курения (курить, находясь среди участников крестного хода во время пути, на привалах и в палаточных городках запрещено).

Будьте внимательны друг к другу.

Не проявляйте самочиния, считайтесь с тем, что говорят священники.

Что получили на ужин или обед - тем и будьте довольны. Не будет смирения, не будет и сытости.

Куда вас благословили - на том месте отдыхайте, тогда и отдохнете. Лучшие места уступайте детям, пожилым, слабым и больным людям.

Считайте себя хуже всех - и будете лучше всех.

В данной памятке использован материал из доклада Г. А. Романова «Народные традиции крестных ходов» («Иринарховские чтения», сборник III выпуск)