Дорогие наши Крестоходцы! Братия и сестры!
Приезжая в Борисо-Глебский монастырь для участия в Иринарховском крестном ходе, вам, конечно же, хотелось бы познакомиться с историей той земли, по которой вам придётся пройти около 40 километров…
Мы предлагаем небольшой экскурс по тем деревням, сёлам и весям, через которые или мимо которых предстоит нелёгкий молитвенный путь…
Те, кто участвовали в первых крестных ходах, наверняка помнят, что выходили крестоходцы через северные святые ворота Борисоглебского монастыря, шли через базарную площадь, поднимаясь в горку и пересекая улицу Верхнюю, выходили на Троицкую девичью слободу (ныне улица Лагерная), которая ведёт напрямую к Троицкой на Бору церкви.
Теперь крестный ход выходит через южные святые ворота, и, пройдя городской парк, (был разбит в 1950-е гг. на месте обширной ярмарочной площади ist-m13), обогнув стадион, вступает в лесной массив, который ранее местные жители называли «Кокуйский», по имени бывшей слободы Кокуйки, ныне улицы Красноармейскойist-m12, к которой он непосредственно примыкает. Изменение маршрута было вызвано желанием посетить в лесу вновь открытый святой источник у Безымянного ручья. Водой из этого источника пользовались и в советское время, но в 1960-е годы источник был засыпан и осквернен и лишь в 1999 году силами насельников Борисо-Глебского монастыря и его прихожан был очищен, облагорожена территория вокруг него. Местные жители с благодарностью и с удовольствием берут из него воду.
От источника, крестный ход, пересекая асфальтовую дорогу, вступает в Троицу-Бор, в прошлом это было отдельно стоящее село в двух километрах от монастыря, сейчас же это южный район Борисоглеба. Церковь Живоначальной Троицы, к руинам которой подходит крестный ход, была выстроена в 1708 году на средства благодетельницы Троицкого девичьего монастыря боярыни Прасковьи Алексеевны Нарышкиной. Церковь была разрушена после пожара в 1942 году. До этого закрытый храм служил сначала столовой 54 стрелкового полка, дислоцировавшегося неподалёку от Троицы, а затем дома отдыха имени III Интернационала. Кладбище вокруг храма неоднократно осквернялось. Ранее оно считалось приходским, здесь хоронили крестьян Борисоглебских слобод и окрестных селений, приписанных к Троицкой церкви вплоть до 1935 года.
Отслужив молебен у храма и литию у памятного креста крестный ход, спускаясь с холма, идёт около километра вдоль речки Устье. Получается, что крестный ход начинается и заканчивается у этой реки. В древности она была судоходной. Из «Повести о Борисоглебском монастыре…» известно, что известь для строительства первого каменного храма доставляли из Плёса и сплавляли по реке. Настоятель монастыря Феофил «посылал на Плесо в судех вверхъ Которосью и Волгою. Проход же тяжек есть и далече Которосью и Волгою».
Устье берёт начало в Угличском районе, вытекает она из болота около села Заозерье, течёт 153 км. и недалеко от Ярославля, сливаясь с двумя реками Могзой и Вёксой, образует реку Которосль. Ну а поскольку большей частью (62% русла) Устье течёт по территории Борисоглебского района, то борисоглебцы с полным правом считают её своей родной рекой. Река в старину отличалась необыкновенной чистотой, старожилы говорят, что крестьяне брали воду из речки и пили её в сыром виде во все времена года. Даже сегодня, несмотря на бедственное положение реки, она не лишена живописности и является особым украшением Борисоглебского края.
Неподалёку от деревни Селище крестоходцы переходят реку через т.н. лавы, шаткий мосток, этот переход занимает довольно много времени, иногда несколько часов; пока идут по одному, «гуськом», здесь представляется единственная возможность посчитать хотя бы примерное количество участников крестного хода. Деревня Селище ранее входила в состав Борисоглебских слобод, была самой древней слободой, упоминается в документах начала XVII века. В старину здесь жили ремесленники – плотники, кирпичники, каменщики, портные, сапожники, кузнецы, работающие на Борисоглебский монастырь. Деревня Селище – это первый населенный пункт, через который предстоит пройти крестоходцам.
Далее, от Селища, чтобы крестному ходу не идти по трассе Ростов – Углич, путь держим через деревни Шипино, Кишкино, Теперское, Комарово до Павлова села. Эти деревни в историческом отношении не представляют большого интереса, хотя поселения эти древние, и упоминаются в Писцовых материалах Ростовского уезда в начале XVII века. Это первое поприще Крестного хода – первый день пути, в который крестоходцами преодолевается расстояние в 15 километров. В Павлове и первый ночлег. Село это очень древнее, доказательством тому служит икона Николая Чудотворца в житии из Павловской церкви, хранящаяся ныне в Третьяковской галерее, которая датируется XIII веком. Когда-то в Павлове стояло два деревянных храма — в честь Усекновения Честныя Главы Иоанна Предтечи, другой – в честь святых бессребреников Космы и Дамиана. Сейчас в селе каменный небольшой, но уютный храм во имя иконы Тихвинской Божией Матери с приделами, который был построен в 1774 году Петербургским купцом Иваном Кондратьевичем Солнцевым, уроженцем села. Трагические события в селе происходили в июле 1918 года. Здесь у своего дома отрядом латышских стрелков был убит владелец двух сапожно-валяльных заводов крестьянин с. Павлово Михаил Николаевич Киселёв. В это время по нашим деревням и сёлам прокатилась волна крестьянских восстаний в поддержку белогвардейского мятежа в Ярославле. Тогда было убито несколько крестьян в селе Кондаково и в деревнях Титово и Емельяниково. (Настоятель храма во имя Тихвинской иконы Божией матери – отец Николай Тараканов). Старожилы утверждают, что у дороги «в 200 саженях» стояла каменная часовенка, построенная павловскими крестьянами, но по какому случаю – неизвестно. Скорее всего, это была часовня - столб при въезде в селение, которая имела значение освящения места.
На следующий день после Божественной литургии, крестный ход держит путь из Павлова до села Ильинское. Местность эта безлюдная, лесистая, в древности здесь во множестве рос белый мох, сфагнум, беломошник, «белынь», оттого и село называется Ильинское на Белыни. Кстати, в этой же стороне растёт и белый Иван – чай, в других местах у нас его не встретишь…
Стоит село на горе, ни рек, ни озёр, ни болот поблизости нет. Церковь каменная была устроена в 1813 году местными крестьянами при содействии Санкт-Петербургских купцов, бывших уроженцев этого села Горшкова и Баймакова. Престолов в церкви три: в честь пророка Божия Илии (главный), во имя иконы Казанской Божией Матери и в честь святителя Василия Великого. В приход села Ильинского входила большая деревня Пестово, она останется в стороне от движения крестного хода. Но необходимо сказать, что в этой деревне сохраняется каменная часовня, построенная в 1893 году по случаю страшного бедствия – пожара 5 июля 1890 года, унесшего жизни трёх отроков. Часовню поставил Иван Степанович Волков.
От Ильинского крестный ход держит путь на посёлок Красный Октябрь. До революции здесь была расположена усадьба известного ростовского купца, мецената и краеведа Андрея Александровича Титова, который в 1892 году выкупил разорённое поместье дворянина В.Н. Хомутова у его наследников. Здесь А.А. Титов создал сельскохозяйственное предприятие, известное как «Петровская экономия» — рассадник племенной ярославской коровы. В хозяйстве работал молокозавод, который снабжал молочной продукцией почти весь Ростовский уезд, часть продукции (масло, сметана) уходили для продажи в Москву. После революции на базе этого хозяйства был создан первый в районе совхоз «Красный Октябрь».
Рядом с Петровской экономией было расположено село Введенское, в котором Троицкая церковь с приделами в честь Введения во Храм Пресвятыя Богородицы и во имя Алексия человека Божия была построена в 1772 году С.-Петербургским купцом Яковом Ивановичем Жадимировским, предки которого были крестьянами деревни Жадимирово Введенского прихода. Церковь эта сохранялась и в послевоенное время, но была взорвана и разрушена в начале 1960-х… В настоящее время от села остался лишь погост, тут служится лития….
Завершается второй день пути в селе Ивановском на речке Лехти.
Река Лехоть, которая утвердилась в современном названии села, протекает чуть в стороне, на Лехоти стоят деревни Чернятино, Жадимирово, Языково, Ивановское же по древним документам стояло на речке Кутьме, от которой сейчас почти ничего не осталось. С давних времен там стояла деревянная церковь в честь пророка Божия Ильи. Тогда почему Ивановское? Пока можно строить догадки… Село Ивановское с деревнями было одной из самых древних и обширных вотчин Борисоглебского монастыря. Несмотря на то, что в 1764 году село было у монастыря отобрано и стало экономическим, связь с Борисоглебским монастырём не прерывалась. Так известно, что в 1832 году ивановские крестьяне просили архиепископа Ярославского и Ростовского Авраама разрешить освятить новый каменный храм именно наместника Борисоглебского монастыря архимандрита Рафаила.
Это село примечательно во всех отношениях. Можно долго говорить и о школе, известной сейчас на всю Россию своими православными традициями, и о её замечательном директоре Владимире Сергеевиче Мартышине, который мечтает построить новое, красивое здание школы, и о деревянном храме, в котором бережно сохраняется чудотворная икона Богородицы «Скоропослушница». Эта икона была прислана в XIX веке монахом с Афона, бывшим прихожанином храма. Она известна своей благодатной чудотворной помощью, как в дореволюционные времена, так и в наше время. После того, как Ивановский храм был взорван, икона долгое время находилась в храме Тихвинской иконы Божией Матери в с. Павлово. А в 2006 году вернулась в Ильинский храм. После ее возвращения в село Ивановское зафиксированы более десятка случаев ее благодатной чудесной помощи. Икона два года была на реставрации, а 21 ноября 2013 года, вернувшись домой, предстала во все своей красе и в новом киоте. По этому случаю в храме три дня продолжались службы. Пока в целях безопасности икона будет храниться в Борисоглебском монастыре, и только лишь два раза в месяц будет пребывать в своем храме в селе Ивановском.
Надо сказать, что вся эта местность окутана легендами далёкого прошлого. Взять, к примеру, деревню Вёртлово, она остаётся в стороне от маршрута, но на обратном пути крестоходцы на трассе Борисоглеб — Углич непременно увидят деревянную часовню, выстроенную в 2002 году в центре этой деревни Борисоглебским автотранспортным предприятием. Часовня освящена в честь Николая Чудотворца, покровителя путешествующих. Ростовские летописи сохранили легенду о том, что здесь с 1173 года скрывалась княгиня Улита, жена князя Андрея Боголюбского, которая якобы вместе со своими братьями Кучковичами участвовала в заговоре против собственного мужа. Сюда же после неудачного похода князя Игоря Святославовича в 1185 году приехал на поселение его сподвижник князь Весель. Вёртлово также считается родиной архиепископа Ростовского Никандра, любимца царя Иоанна Васильевича Грозного. Всё это предания старины глубокой…
Отслужив литургию в Ивановском, крестный ход отправляется до села Георгиевского, ранее оно называлось «Юрьевское на ручью». В древности село принадлежало известному опричнику Василию Грязному, затем эти земли выкупил старинный московский боярский род Челядниных. В 1516 году это село с деревнями получил в качестве вклада Переславский Горицкий женский монастырь от Аграфены Челядниной на помин души её супруга московского дворецкого Василия Андреевича Челяднина. В собственности этого монастыря Георгиевское оставалось до 1764 года. В давние времена в селе был два храма в честь святителя Николая с приделом Тихона чудотворца, другой храм в честь Георгия Страстотерпца. Оба храма были выстроены на средства Грязных. Каменная церковь была построена в 1838 году в честь великомученика Георгия с приделом Тихона Амафунтского чудотворца. В церкви особо почитаемой была икона Иверской Божией Матери, которую в благодарение крестьянам преподнесла графиня Елизавета Алексеевна Мусина-Пушкина, дочь известного адмирала Алексея Васильевича Мусина-Пушкина. Церковь построена у основания горы, при маленьком ручье, а река Лехоть протекает в версте от села у деревни Лянино. Такое маленькое село имело давние благотворительные традиции. Так, в 1876 году в Георгиевском было отрыто земское начальное училище, здание которого было построено на средства сибирского купца Якова Фёдоровича Скороспехова, 1883 году было создано Братство святого Великомученика Георгия с просветительскими целями. Было здесь и общество трезвости с особо строгим уставом.
Следующая остановка и ночлег в селе Зубарёво на реке Устье и на «Ганъковском» ручью. В начале XVII века это село было в собственности сотника московских стрельцов Павла Фёдоровича Быкова и вдовы Анны Матвеевны Танеевой. С того времени село неоднократно выкупалось; владельцами села в своё время были дворяне Перхуровы, Теляшевы, Хвостовы, Нюровы, Исаковы. С 1830 года селом владеют угличские помещики Потопчины, один из которых, Гаврила Григорьевич, известный своей христианской добродетелью, перед своей смертью задолго до отмены крепостного права отпустил всех своих крестьян на волю. В селе был их усадебный дом.
Каменный храм во имя святителя и чудотворца Николая был построен на средства местных крестьян в 1820 году. В 1895 году к храму была пристроена тёплая трапеза с приделами во имя святителя Леонтия Ростовского и Сергия Радонежского чудотворца. А в 1908 году храм был расписан масляной живописью Санкт-Петербургским живописцем Фёдором Егоровым, им же были выполнены и все иконы для нового иконостаса. Роспись в храме после долгих лет запустения находится сейчас в аварийном состоянии. Федор Егорович Егоров расписывал несколькими годами раньше и собор Борисоглебского монастыря. Пожалуй, это одно из самых живописных мест нашего края. Стоит село на высоком холме, с которого можно любоваться лесными просторами. А лесные массивы, несмотря на варварские вырубки, занимают 40% территории Борисоглебского района. Неподалёку от села в овраге находится родник, местные жители его называют «у Николы», который считается одной из достопримечательностей этой местности.
Службы в храме, вероятно, прекратились перед войной, но долгое время за церковью присматривал церковный сторож Дмитрий Козлов; он открывал храм по праздникам и желающие могли помолиться. Теперь в разрушенном храме служится литургия раз в год, когда в селе останавливается крестный ход. Насельники Борисоглебского монастыря взяли храм под опеку, храм был выведен из аварийного состояния и законсервирован до будущей, мы надеемся, в скором времени реставрации. В четвёртый день крестоходцы завершают свой маршрут, конечным пунктом которого является село Кондаково. На пути к нему крестный ход делает остановку в большом селе Давыдове. В древности село принадлежало Борисоглебскому монастырю. Первый каменный храм в селе построил в 1777 году архимандрит Борисоглебского монастыря Венедикт (Лужецкий), который был родом из села Давыдова. Но, несмотря на прочность и красоту этого храма, его пришлось перестроить в 1832 году, так как он стал мал и не вмещал всех молящихся. Новый каменный храм в честь иконы Владимирской Божией Матери с приделами архистратига Михаила, Николая Чудотворца и Преображения Господня был выстроен при деятельном участии прихожан на средства Санкт-Петербургского купца Алексея Прожигалова. Но история храма и села имеет счастливое продолжение: в 1999 году началась реставрация храма, а уже в 2006 году было возобновлено богослужение. Прихожане храма создали центр традиционной русской культуры, целью которого является возрождение старинных обычаев, в селе также вот уже несколько лет работает летний оздоровительный лагерь для детей-инвалидов. Всеми этими начинаниями руководит настоятель храма отец Владимир Климзо.
К вечеру четвёртого дня пути крестоходцы прибывают в село Кондаково на речке Вздериножке (притоке Устья), на родину преподобного Иринарха затворника.
Когда в конце июля 1548 года у Акиндина и Ирины, крестьян села Кондаково родился мальчик Илья, село это принадлежало Московскому Новодевичьему монастырю. Московские бояре Захарьины пожертвовали это село в 1555 году. До этого село носило название Григорово, вероятно, по имени владельца села Григория Юрьевича Захарьина. Царевна Софья, сестра Петра I, находясь в заточении в Новодевичьем монастыре, пожертвовала в Кондаковскую церковь икону Смоленской Божией Матери, по преданию ею же и написанную. Эта икона находилась в храме до 1930 года, до разрушения храма, в местном ряду иконостаса.
В древности в селе стояли две церкви во имя Николы чудотворца и в честь Рождества Христова. Ныне существующий каменный храм Рождества Христова был построен в 1804 году на средства Петербургского купца Савелия Петровича Ковалёва, а в 1851 году прихожане пожелали устроить в церкви придел в честь преп. Иринарха. В 1872 году по просьбе прихожан была передана из Борисоглебского монастыря часть вериг преподобного. Именно эти вериги чудесным образом сохранились до наших дней, с ними и совершается крестный ход. Все же труды преподобного Иринарха, находящиеся в Борисоглебском монастыре, были разорены и утеряны…
В пятый день, после Божественной литургии в селе Кондаково, все отправляются на источник, где обычно архиереем служится водосвятный молебен.
Несмотря на усталость, это, пожалуй, самые светлые и самые трогательные минуты, когда игумен Иоанн, обращаясь к каждому из нас с улыбкой тихо говорит: «Мы прошли, мы преодолели, и, значит, победили… Ведь пройти весь крестный ход от начала до конца — это маленький личный духовный подвиг».
Начало крестного хода ожидают и в Борисоглебе. Обитатели сёл и деревень встречают крестоходцев «хлебом-солью», готовят незатейливое угощение, выносят овощи, успевшие нарасти на грядках… Деревенские мужики одевают в этот день чистые рубахи, а это первый признак торжественности момента… и только Господь знает, что стоят и этот скромный приём местных жителей, и это единственное, может быть, в году крестное знамение деревенского мужика, который как ребёнок улыбается, когда батюшка кропит его святой водой… Всё это вы видели, дорогие крестоходцы… Поэтому большая просьба к вам - уважать бесхитростный быт этих людей: не вытаптывайте их поля, не вычерпывайте до дна воду из колодца, не ломайте веток вишни, не обдирайте ягоды с кустов смородины… не оставляйте после себя мусор… Пусть Иринарховский крестный ход будет той духовной радостью для всех, которую ждут целый год…