Борисо-Глебский монастырь

1.jpg2.jpg4.jpg

ОБЪЯВЛЕНИЕ
Если у Вас сохранились старинные фотографии и другие материалы, имеющие отношение
к Борисо-Глебскому мужскому монастырю, Троице-Борскому девичьему монастырю,
с.Кондаково и колодчику
прп. Иринарха, а также другим селам и храмам
Борисоглебской земли, просим обратиться по адресу

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Свидетельства о помощи преп. Иринарха

Вадим, 35 лет
Добрый день, святые отцы!
Хочу предоставить свидетельство о заступничестве святого
24.03.2013

Наши друзья

прмч. Феофан Графов

Житие преподобномученика Феофана (Графова)

Преподобномученик Феофан родился 6 января 1874 года в селе Никитская слобода близ города Переславль-Залесский Владимирской губернии в семье крестьянина Феодора Графова. При крещении младенец был наречен Феодосием.

В 1896 году он поступил послушником в Борисоглебский Ростовский монастырь, где в 1907 году был пострижен в монашество с именем Феофан и через год, в 1908 году рукоположен во иеродиакона. В 1923 году монастырь был закрыт, а из монахов была организована сельскохозяйственная артель. В 1929 году артель была ликвидирована и монахи разогнаны.

Пробыв на родине в Никитской слободе несколько месяцев, отец Феофан в конце 1930 года переехал в Сергиев Посад Московской области, переименованный безбожниками в Загорск, и был определен на служение в Успенский храм города.

Отец Феофан был арестован 21 октября 1935 года Загорским районным отделением НКВД и заключен в Бутырскую тюрьму города Москвы. Допросы проводил известный своей хитростью и жестокостью следователь Булыжников. Расспросив знакомых, с которыми отец Феофан поддерживает связь, гонитель спросил:

— Следствие располагает данными о том, что вы среди верующих распространяли ложные слухи о, якобы, проводимом гонении за религиозные убеждения в СССР. Что вы можете сказать по этому вопросу?

— С такими вопросами ко мне никто не обращался, и я также никому не говорил по вопросам гонения верующих в СССР, — ответил отец Феофан.

— А как вы отвечали верующим, обращавшихся к вам с вопросами о закрытии церквей?

— С такими вопросами ко мне никто не обращался.

— Признаете вы себя виновным в предъявленном вам обвинении?

— Я виновным себя не признаю, потому что против власти я нигде не говорил и общения с лицами антисоветски настроенными не имел.

Следователем для дачи свидетельских показаний были вызваны благочинный Загорского округа протоиерей Дмитрий Баянов, священники Леонид Багрецов и Александр Маслов. По требованию следователей НКВД они оговорили иеродиакона Феофана и других священников, арестованных вместе с ним, подписав лжесвидетельства против них.

Один из лжесвидетелей, в частности, сказал: «Графов вообще враждебно настроен по отношению к советской власти, он мне говорил, что в городе Москве и повсеместно происходит массовое закрытие церквей. Советская власть закрытие церквей производит помимо воли и желания верующих, а действует самостоятельно. Лучшее духовенство советская власть высылает безвинно».

8 января 1936 года тройка НКВД приговорила иеродиакона Феофана (Графова) к трем годам ссылки в северный край. В феврале этапом отец Феофан был направлен в город Архангельск, где местом ссылки ему был определен город Каргополь. Чтобы заработать на хлеб и платить за жилье, отец Феофан пилил дрова.

Летом 1937 года безбожные власти начали повсеместные аресты духовенства и верующих, коснулись они и тех из них, кто отбывал различные сроки наказания в лагерях или ссылке.

Иеродиакон Феофан был арестован 25 сентября 1937 года.

— Расскажите о вашей контрреволюционной деятельности и ваших соучастниках, — потребовал следователь.

— Контрреволюционной деятельностью я не занимался и соучастников не имею, — ответил отец Феофан.

— Расскажите о ваших знакомых в городе Каргополе и за его пределами.

— Знакомые есть только по ссылке и по работе. Знаю несколько ссыльных священников. Кроме этих лиц знакомых нет, и за пределами города также никого нет.

На этом допросы и следствие были закончены. 15 октября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Феофана к 10 годам исправительно-трудового лагеря. Отбывая наказание, иеродиакон Феофан умер 18 марта 1938 года в городе Каргополе и погребен в общей безвестной могиле.

Память преподобномученика Феофана совершается в день его кончины 5 (18) марта, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадает с воскресным днем, а если этот день не совпадает с воскресным днем, то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).

бл. Алексий Стефанович

Блаженный Алексий Стефанович (†1781),

 

bлаженный Алексий Стефанович, Христа ради юродивый Борисо-Глебский, похоронен рядом со святителем Тихоном, архиепископом Ростовским и Ярославским. Тридцать два года он нес в Борисо-Глебской обители один из тяжелейших подвигов христианства — подвиг юродства.

Избирая этот путь, люди окончательно отрекаются от родства, всех земных благ, и не только терпят, но и сознательно идут сами на всевозможные унижения. Образ жизни юродивых есть род самоотвержения, в котором человек отказывается от всего житейского и суетного. Забыв о себе, такой человек служит только Богу и людям. Часто юродивый совершает поступки, которые кажутся окружающим странными. Однако он ничего не делает напрасно, и все его «странности» имеют глубокий смысл... Юродивыми нередко становились иноки, которых не удовлетворяли обычные монашеские подвиги. Таким был и блаженный Алексий Стефанович.

Блаженный Алексий был родом из Ростова, духовного звания. Сначала он был певчим митрополичьего хора в Ростове при митрополите Арсении Мацеевиче, а потом чтецом в Ростовском женском монастыре. В 1749 году «за шалости и непотребства, чинимые им в малоумстве, доколе в совершенное состояние не придет, прислан в Борисо-Глебский монастырь для содержания».

Здесь он проводил жизнь юродивую в великом терпении в одной верхней одежде, босой зимой и летом. Временно жил в монастырской сторожке. Определен был в число послушников монастыря, посвящен в стихарь. За то, что смирил свою жизнь Христа ради, имел он от Бога дар прозорливости. Умер блаженный Алексий в 1781 году и погребен архимандритом Варлаамом за алтарем соборной церкви святых Бориса и Глеба.

В монастыре память Алексия Стефановича совершается 16 (29) октября в день его преставления.

  Блаженный отче Алексие, моли Бога о нас!

святитель Тихон, архиепископ

 Святитель Тихон,

архиепископ Ростовский и Ярославский (†1511)

 


pервое упоминание о Высокопреосвященнейшем Тихоне относится к 1489 году, когда он из настоятеля Ростовского Спасского монастыря был возведен на древнюю Ростовскую кафедру. Архиепископ Тихон был свидетелем и непосредственным участником великих церковных и гражданских событий. При нем были обретены нетленные мощи святых благоверных князей Василия и Константина, Ярославских чудотворцев. Ростовский святитель участвовал в избрании и посвящении Предстоятелей Русской Церкви — митрополита Зосимы (1490 г.) и митрополита Симона (1495 г.), и управлял всей Полнотой Церкви как архиерей главенствующей епархии в период после низложения митрополита Зосимы в 1494 году. Архиепископ Тихон был участником выдающегося события — Освященного Собора 1492 года, утвердившем Пасхалию на восьмую тысячу лет и документально засвидетельствовавшем признание Русской Церковью своего преемственного по отношению к Византии служения.

Святитель Тихон явился соратником Иосифа Волоцкого и архиепископа Новгородского Геннадия в борьбе Русской Церкви с ересью жидовствующих, очаг которой возник в кон.XV века в северо-западной Руси. Ересь жидовствующих напоминала идеологию государственного разрушения, заговора, имевшего целью изменить само мироощущение русского народа и формы его общественного бытия. В этом смысле она была страшна для судьбы России и Православия. Против ереси жидовствующих в 1490 году в Москве собрался Освященный Собор, в котором святитель Тихон принял активное участие.

После деятельного 13-летнего управления Ростовской епархией архиепископ Тихон, по причине расстроенного здоровья, в 1503 году был уволен на покой в Ростовский Борисо-Глебский монастырь. Здесь он провел последние годы своей жизни и мирно отошел ко Господу в 1511 году. Надпись на белокаменном надгробии гласит: «лета 7020 месяца ноября в 12 день на память иже во святых отца нашего Иоанна Милостиваго преставился раб Божий архиепископ Тихон Ростовьски и Ерославски».

 Святителю отче Тихоне, моли Бога о нас!

блгв. кн. Борис и Глеб

Житие святых благоверных князей Бориса и Глеба

 

 

Cвятые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (= 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.

Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.

Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса — Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.

После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела — Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так — без сопротивления погибнуть от рук убийц?

Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию — любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести — они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, — замечает преподобный Нестор Летописец, — как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».

Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12, 19).

В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.

«С того времени, — пишет летописец, — затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они — особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, — святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (10081035).

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений. Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым. Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви.

прп. Феодор и Павел

Преподобные Феодор и Павел. Житие

 

 

 

Kогда преподобный Сергий Радонежский в 1363 году приходил на родину для примирения ростовских князей с великим князем, два пустынножителя, Феодор и Павел, просили у богоносного старца благословения для устройства обители и указания места. Первый из них пришел из Новгородской стороны в Черный лес на реке Устье, построил себе из хвороста хижину, а на большой дороге, из Белозерска в Москву, повесил на дереве кузовок, чтобы принимать от проходящих милостыню для своего пропитания. Проходящие усердно клали «овогда хлеб, инии овощие и прчю милостыню». Феодор жил, как птица небесная, без забот о земном, проводя время в молитвах. Спустя три года пришел к нему Павел, и оба старца вместе обратились к великому отцу пустынножителей, бывшему тогда в Ростове. Прп. Сергий избрал прекрасное местоположение на берегу реки Устье, в 15 верстах от города, и сказал пустынникам: «Призрит Господь Бог и Пречистая Богородица на место сие. Великие страстотерпцы Христовы Борис и Глеб да в помощь вам будут; и место сие вельми возградится и будет превозносимо под большими лаврами». С того времени старцы-пустынники постоянно пользовались советами и наставлениями великого аввы и с благословения Ростовского святителя Игнатия приступили к построению монастыря Борисо-Глебского. Во время постройки, когда оба старца, утрудившись в работе, легли отдохнуть, им предстали два светлых воина, вооруженных и облаченных в царские багряницы. Воины сказали старцам: «Труждайтесь с верою на месте сем; Бог и Пречистая Богородица не оставят места сего, и мы неотступны будем на помощь вам и всем, кто после вас будут строить обитель сию». Подвижники проснулись и пали к ногам явившихся, а между тем воины стали невидимы; только слышан был голос. «Я Роман», — сказал один. «А я Давид», — сказал другой (имена, данные при крещении святым страстотерпцам Борису и Глебу). Это явление весьма ободрило строителей, и после того число братии в новой обители значительно увеличилось. Братия упросили Феодора быть игуменом.

Феодор после недолгого настоятельства поручил обитель сотруднику своему Павлу, а сам удалился сначала на берег Кубенского озера, а потом на устье реки Ковжи, где основал новый монастырь во имя святителя Николая. Предузнав кончину свою, блаженный старец возвратился в Борисоглебскую обитель, где и преставился 22 октября 1410 года. Вскоре после него скончался и преподобный Павел.

Мощи преподобных основателей монастыря покоятся под спудом в северо-западном углу Борисо-Глебского собора. Память их совершается 4 ноября (н.ст.) вместе с празднованием Казанской иконы Божией Матери.

Читайте в этой рубрике

Икона дня

Православие.Ru Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православный календарь

Сайт создан
по благословению
епископа Рыбинского
и Угличского
Вениамина

Крестный ход 2016

осталось ... 19.07.2017 8:0 -127 дней

Случайное изображение

7.jpg

Радио Благовещение» слушать онлайн

Яндекс.Метрика
Поиск в православном интернете: