Борисо-Глебский монастырь

1.jpg2.jpg4.jpg

ОБЪЯВЛЕНИЕ
Если у Вас сохранились старинные фотографии и другие материалы, имеющие отношение
к Борисо-Глебскому мужскому монастырю, Троице-Борскому девичьему монастырю,
с.Кондаково и колодчику
прп. Иринарха, а также другим селам и храмам
Борисоглебской земли, просим обратиться по адресу

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Свидетельства о помощи преп. Иринарха

Вадим, 35 лет
Добрый день, святые отцы!
Хочу предоставить свидетельство о заступничестве святого
24.03.2013

Наши друзья

Реставрация

В трапезной палате Благовещенской церкви Борисоглебского монастыря идут работы по восстановлению настенной живописи. Об истории создания этой росписи и её реставрации — в сообщении научного сотрудника Борисоглебского монастырского музея С.А. Лапшиной, сделанном на конференции в Угличском музее-заповеднике

Опыт исследования и реставрации стенописи 1892 года
трапезной палаты Благовещенской церкви
Борисоглебского монастыря

rest-2015-5Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезной палатой — это второй по времени возведения каменный храм в Борисоглебском монастыре. И он единственный из пяти монастырских храмов, у которого известна не только точная датировка (1524–1526), но и имя его создателя. Сооружал храм ростовец, «трапезных дел мастер» Григорий Борисов. Трапезная палата возведена на высоком подклете, в два этажа, где верхний и нижний залы имели одинаковую конструкцию крестовых сводов, опиравшихся на мощный центральный столп. В подклете палата до настоящего времени сохраняет конструкцию сводов XVI века.

rest2015-21690-е годы вверху трапезной своды перестраиваются: вместо крестовых устраивается лотковый свод. Центральный столп потерял свою функциональную нагрузку, но, тем не менее, был оставлен и надстроен почти на 1/3 своей высоты. После этих работ в 1695 году церковь и трапезную освятили вновь.

Свидетельства о наличии росписи на сводах трапезной палаты до начала XIX века в архивных источниках не выявлено. Возможно, их никогда и не было. Стены трапезной были просто выбелены. А вот в 1829 году в монастырской летописи появляются сведения о росписи: «В Благовещенской трапезе сделан накат и выщекотурен. По всей церкви стены и потолок раскрашены гипсовой живописью»1. Фрагмент этой живописи в стиле гризайль с изображением коринфской капители был найден реставраторами на южной стене под люнетом. Было принято решение этот достаточно большой кусок живописи забелить с предварительной фотофиксацией и восстановить живопись 1892 года. Естественно, возникал вопрос: почему через 50 лет пришлось трапезную расписывать заново? Ответ был найден в одном из документов, в котором Борисоглебский монастырь информирует строительное отделение Ярославского Губернского правления об обрушении старых сводов трапезной палаты Благовещенской церкви и просит утвердить план устройства новых.2 Документ был составлен в мае 1892 года, когда собственно своды были уже переделаны. Оказалось, что работы по устройству обвалившегося свода выполнялись в 1891 году каменщиком из деревни Козлятево Ярославского уезда Дмитрием Мироновичем Головановом3.

Следует отметить, что аварийное состояние сводов трапезной палаты было частой причиной рапортов архимандритов в духовную консисторию.

Так, в рапорте архимандрита Борисоглебского монастыря Павла от 27 сентября 1821 года сказано: «…на трапезе и паперти тёплой Благовещенской церкви деревянная крыша в совершенную пришла негодность, отчего в дождливое время беспрестанно идёт течь и через своды внутрь трапезы проходит»4.

И хотя в этом же году кровля впервые была покрыта железом, проблема разрушения сводов от сырости и плесени этим не была решена. Своды продолжали разрушаться и уже к началу 1890-х гг. возникла опасность обрушения, что, собственно, и случилось.

Как только своды были заново устроены, в монастырь для росписи трапезной палаты был приглашён известный иконописец из древнего села Мстеры Вязниковского уезда Владимирской губернии Владимир Владимирович Лопаков, который только что завершил работы по росписи вновь отреставрированных Княжьих теремов в городе Угличе. В.В. Лопаков был известным художником из старообрядческой среды, работающим в стиле «древнего письма». Однако художник в росписи трапезной палаты даже не стремился приблизиться к цветовой гамме старых мастеров, а использовал палитру новых оттенков, модных в период русского модерна, включая излюбленный тогда ультрамарин.

Это был не первый опыт сотрудничества художника с монастырём. Борисоглебский монастырь приглашал В.В. Лопакова в 1889 году для написания 5 полиелейных икон и исправления позолоты на ризе преподобного Иринарха.5 Следует отметить, что сотрудничество этого художника с монастырём продолжалось и в дальнейшем, ему доверяли самые ответственные художественные работы, в частности реставрацию икон XVXVI веков6.

Итак, в 1892 году В.В. Лопакову был сделан заказ на роспись трапезной палаты, хотя она давно утратила свою первоначальную функцию монастырской трапезной, а использовалась с XVIII века как собственно церковь. Живописец понял это по своему: он покрывает своды цветочным орнаментом прекрасного письма в греческом стиле. Между орнаментом он помещает в прямоугольных рамах сюжетные композиции. rest2015-5 На северном своде сцены из жития святителя и чудотворца Николая, поскольку в этой части трапезной был устроен придел в честь Николая Чудотворца. На южном своде — Богородичный цикл.

В.В. Лопаков работает один с мая по октябрь 1892 года, получая каждый месяц денежную сумму за выполненный объём работ. Общая стоимость работ составила 900 рублей.7

Однако доступна для обозрения эта живопись была только 33 года: в 1926 году богослужение в церкви Благовещения было прекращено. В феврале 1929 года по решению Ростовского музея живопись была забелена толстым слоем извести, а помещение было занято под экспозицию «Монастырь»8.

В 1988 году специалисты единственной тогда в Ярославской области научно-реставрационной мастерской начали работу по расчистке стен сводов трапезной палаты от многослойной побелки. Работу продолжили в 1990 и 1994 году. Это были бригады ярославских и ростовских художников — реставраторов под руководством Е.А. Чижова, В.Т. Кривоносова и Е.Б. Черняева. rest2015-6

За эти годы был удалён верхний толстый слой побелки с живописи и укреплены особо аварийные участки грунта. Сама же живопись не была укреплена. Эти работы были оставлены для следующего этапа, который виделся тогда в необозримом будущем. Надо сказать, что реставраторы были уверены, что восстанавливают живопись XVII века. rest2015-7

После первоначального раскрытия, стенопись трапезной палаты стала читаема для впервые увидевших её исследователей, которые не замедлили дать ей оценку и заняться атрибуцией. Так, приехавшая в монастырь в 1994 году известный искусствовед Вера Григорьевна Брюсова была удивлена необычностью открывшейся живописи, но ошиблась в её атрибуции, отнеся её к первой трети XVIII века.

Продолжил изучение живописи в 2001 году Константин Ильич Маслов, он путём зондажных исследований и химических анализов определил технику живописи и составил методику её реставрации, которой реставраторы пользуются по сей день.

После 1994 года реставрация была отложена на долгие годы и возобновилась лишь в конце 2012 года. На средства прихожан и благотворителей Борисоглебского монастыря в системе комплексных работ на объекте началась полная научная реставрация живописи в трапезной, которая ведётся бригадой ярославских художников — реставраторов под руководством директора ООО «Возрождение» Ирины Викторовны Черняевой и ведущего реставратора Клавдии Алексеевны Кондратовой.

Все эти годы памятник стоял не отапливаемый, и живопись продолжала разрушаться. На аварийных участках бывших протечек была утрачена связь штукатурного грунта с кирпичной кладкой, что привело к значительным отставаниям и даже обрушению участков стенописи. Деструктированный красочный слой местами превратился в пыль и хлопьями отставал от основы. В некоторых местах оставалась плотная корка побелки, которая имела крепкую связь с красочным слоем, которую удалить с живописи, минуя утраты, очень сложно.

За два года проведена реставрация живописи в центральной и южной частях храма, украшенных циклом росписей из Акафиста Пресвятой Богородицы. Живописные клейма разбросаны по всему своду трапезной палаты. После окончательной расчистки от записей, нам стало очевидно, это было главным открытием реставраторов и исследователей, что сюжеты композиций иконографически точно повторяют клейма иконы «Благовещение с Акафистом», написанной не позже 1526 года, времени освящения тёплой Благовещенской церкви, где она была местной храмовой иконой 9. В настоящее время эта икона хранится в ГМЗ «Ростовский кремль»10. Именно с этой иконы перешли три клейма со сценами Благовещения. Одно из них — очень редкое изображение двух ангелов. Это изображение как бы передаёт последовательность движения одного персонажа — архангела Гавриила. Эти композиции, несмотря на иконографическое сходство с клеймами древней иконы, тем не менее, сохраняют индивидуальный авторский почерк и колорит.

Фон между композициями был покрыт ярким причудливым орнаментом по охряному полю. В представлении художника, он, очевидно, должен был приближаться к растительному орнаменту, «увивавшему» своды и стены древних трапезных палат 16 века. Ещё более изящно выполнен орнамент на арках, разделяющих свод на три части. rest2015-8

rest2015-9Особую сложность представляла реставрация-реконструкция значительно утраченного Образа Спаса Нерукотворного rest2015-10, который размещается в нише над входом в трапезную палату. Для этого художникам пришлось поехать в Углич, исследовать оставшуюся и неплохо сохранившуюся роспись В. Лопакова в Княжьих теремах, чтобы максимально приблизиться к авторской живописи.

А вот образ «преп. Иринарха — затворника Борисоглебского» rest2015-11 требовал лишь небольшого реставрационного вмешательства: был удалён набел и выполнены незначительные тонировки.

rest2015-12В результате реставрационных работ нам стало ясно, что чуть позже самим же Лопаковым были внесены изменения в уже выполненную роспись. А именно: 1.Основной орнамент свода оставлен лишь вокруг композиций как обрамление рам. Остальная часть орнамента свода была спемзована и закрашена светло-жёлтой охрой. 2. В люнетах растительный орнамент был закрашен и в них написаны поясные фигуры Спасителя, Богоматери и святых. 3. растительный орнаментальный пояс, разделяющий роспись свода и роспись стен заменён орнаментом с крестами. 

Это решение об изменениях в композиции могло приниматься только монастырским руководством или соответствующей комиссией в соответствии с их художественными вкусами и церковными канонами.

В 1913 году откосы окон в трапезной были расписаны масляной краской «живописных дел мастером крестьянином деревни Кузнечиха Борисоглебской волости Константином Мироновичем Туляковым. (Туляков при церкви села Павлово держал целую артель простонародных мастеров).11 Под этой масляной живописью реставраторы, сделав пробные расчистки, обнаружили фрагменты клеевой росписи Лопакова, и которую решили восстанавливать. Масляная живопись, как чуждая остальной росписи, будет удалена.

Таким образом, художники — реставраторы выполнили огромный объём работ: восстановили большую часть стенописи трапезной палаты. Эта роспись является очень интересным и, можно даже сказать уникальным, образцом живописи эпохи модерна. Более того, она так гармонично вписалась в интерьер древнего храма, что этот «модерновый стиль» совсем не противоречит суровому духу самого монастыря. Хотелось бы также обратить особое внимание на положительный пример деликатного отношения руководства Борисоглебского монастыря к реставрации древних памятников.

1 Книга Достопамятностей исторических… Борисоглебского монастыря за 1810–1857 г. ГМЗ РК. Р — 256.

2 ГАЯО. Ф. 80. Д. 1010.

 

3 РФ ebony porn ГАЯО. Ф. 245. Оп. 1. Д.250.

4 ГАЯО. Ф. 230. Оп. 1. Д. 7864.

5 РФ ГАЯО. Ф. 245.Оп. 1. Д. 250. Л. 1.

6 РФ ГАЯО. Ф. 245.Оп. 1. Д. 257. Л. 41.

7 РФ ГАЯО. Ф. 245. Оп. 1. Д. 250. Л. 52–56 об.

8 ГМЗ РК. А — 173. Л. 99 об.

9 Описание иконы Благовещения с Акафистом архимандрита Борисоглебского монастыря Амфилохия (Сергиева — Казанского) в сборнике Общества древнерусского искусства при Московском публичном музее за 1866 год. М., 1866, раздел 2, с. 148–150.

10 Инвентарный номер иконы КП — 25972 И — 952

11 РФ ГАЯО. Ф. — 245. Оп. 1. Д. 319, Л. 77 об.

Икона дня

Православие.Ru Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православный календарь

Сайт создан
по благословению
епископа Рыбинского
и Угличского
Вениамина

Крестный ход 2016

осталось ... 19.07.2017 8:0 -127 дней

Случайное изображение

9.jpg

Радио Благовещение» слушать онлайн

Яндекс.Метрика
Поиск в православном интернете: