Борисо-Глебский монастырь

1.jpg2.jpg4.jpg

ОБЪЯВЛЕНИЕ
Если у Вас сохранились старинные фотографии и другие материалы, имеющие отношение
к Борисо-Глебскому мужскому монастырю, Троице-Борскому девичьему монастырю,
с.Кондаково и колодчику
прп. Иринарха, а также другим селам и храмам
Борисоглебской земли, просим обратиться по адресу

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Свидетельства о помощи преп. Иринарха

Вадим, 35 лет
Добрый день, святые отцы!
Хочу предоставить свидетельство о заступничестве святого
24.03.2013

Наши друзья

Часовня у северных ворот монастыря

Чтобы Любовь не ebony porn умалялась

В 1877 году, получив разрешение строительного отделения Ярославского Губернского правления, Борисоглебский монастырь начинает строительство торговых рядов вдоль северной монастырской стены. Торговля на базарной площади у монастыря существовала с незапамятных времен; в конце XVIII — начале XIX века было выстроено множество хаотически расположенных деревянных и каменных лавок. Чтобы как-то упорядочить торговлю у северных святых ворот обители, и предоставить торговцам (ростовским купцам, мещанам и борисоглебским крестьянам) современные торговые номера, монастырь и начал постройку торговых рядов. Кроме того, получая аренду с торговцев, монастырь мог поправить своё финансовое положение; к тому времени он считался небогатым, скорее бедным, и арендная плата была очень важной, а, может, и главной статьёй его доходов.

Строительство торговых рядов продолжалось около десяти лет. И вот когда завершилась постройка первых 7 номеров с правой стороны от ворот, борисоглебские крестьяне решили пристроить к фланкирующей башне Сретенской надвратной церкви часовню в благодарение преподобному Иринарху-затворнику, самому почитаемому ими святому. Одним из проявлений любви к нему было решение борисоглебских крестьян объявить день памяти преподобного Иринарха 13/26 января выходным днём. В этот день крестьяне не работали, а усердно посещали службу в монастыре, а в домах совершались молебны. Неслучайно в круглом медальоне над входом в часовню можно видеть поясное изображение преп. Иринарха. Слева и справа от дверей изображения в рост святых благоверных князей Бориса и Глеба. Были изображения и в нишах закомар под главами часовни, но сейчас они утрачены. Сохранилось несколько фотоснимков этой часовни, в том числе и фотография 1911 года известного императорского фотографа С.М. Прокудина-Горского, которая даёт представление о том, как выглядела часовня в начале 20 века. Три купола на часовне символизируют Троицу и говорят о посвящении. Поскольку все крестьяне были прихожанами Троицкой на Бору церкви, то и приходскую часовню освятили в честь Святой Живоначальной Троицы.

Реставрировать часовню хотели ещё в начале 1990-х. Тогда же мастером реставрационной мастерской Валерием Лебедевым были изготовлены купола с крестами, но из-за отсутствия финансирования продолжить работу не удалось. Купола ждали своего часа 20 лет. И вот в июле этого года на средства добродетелей современными реставраторами купола были слегка поправлены и поновлены, а кресты вызолочены настоящим сусальным золотом. 30 сентября в день памяти святых Веры, Надежды, Любви и Матери их Софии состоялось освящение куполов Преосвященнейшим Вениамином, епископом Рыбинским и Угличским.

А 2 октября их водрузили и они, наконец-то, увенчали часовню. Огромную помощь оказал местный предприниматель Александр Борисович Чекменёв, поспешивший на подмогу с собственным подъемным краном.

Работы на часовне еще не завершены. Предстоит заменить двери и обустроить интерьер помещения. В часовне будет находиться большая икона святых Бориса и Глеба, предстоящих в молении к Пресвятой Троице. Борисоглебцы и гости поселка смогут в любое время прийти в часовенку, чтобы помолиться о здравствующих и почивших, поставить свечи.

Хочется верить, что борисоглебские жители не просто наблюдают, но и волнительно переживают возрождение часовни, и что любовь к преп. Иринарху и святым покровителям Борисоглебской земли Борису и Глебу в нас не умалилась.

Храм над южными воротами

 

Идёт реставрация надвратного храма преп. Сергия Радонежского
над южными воротами Борисоглебского монастыря

февраль 2014 г.

restavraciy

 

В год 700-летия со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского в Борисо-Глебском мужском монастыре будет проведена реставрация надвратной церкви Сергия Радонежского, являющейся памятником архитектуры, объектом культурного наследия федерального значения.

Финансирование проектных и ремонтно-реставрационных работ предусмотрено в соответствии с федеральной целевой программой «Культура России 2012–2018 гг.» Государственным заказчиком является Министерство культуры РФ, а подрядчиком на основании результатов проведения открытого конкурса стала московская фирма ООО «Эшелъ».

Подготовка к довольно масштабным по своим объёмам работам началась в декабре прошлого года, а завершить их планируется в ноябре 2014-го. Будет проведено укрепление фундаментов и грунтов основания, реставрация кирпичной кладки фасадов, крыш куполов, четверика, галереи, крестов. Также намечено выполнить противоаварийные и консервационно-реставрационные работы по живописи на въездных арках.

 

1 мая 2014 г.

Продолжается укрепление фундаментов и вычинка стен Сергиевского надвратного храма, но основные работы сейчас ведутся на куполах: заменена обрешетка куполов, проведено антисептирование специальными пастами деревянных конструкций, обрешётка покрыта специальной изоляционной «дышащей» тканью синего цвета, на неё накладываются листы меди «в шашку». Кресты демонтированы, они отправлены в Москву, где будет проведена их очистка от старой позолоты и масляной краски, Кресты будут позолочены сусальным золотом на лак «мордан». Также будут изготовлены и позолочены новые подзоры куполов...

restar1   restar2

restar3  restar4

 

15 июня 2014 г.

Продолжается реставрация Сергиевского храма....
Купола снова как и встарь станут изумрудными...

   

   На средства благодетелей в ближайшее время будут позолочены крест и купол
Благовещенской церкви... Вот только успеют ли реставраторы к началу крестного хода?

 

31 июля 2014 г.

Поновленные главы Сергиевского надвратного храма... Боялись, что
реставрация сотрёт печать старины с древнего исполина... Ошибались, храм
стал ещё более величественным!

 

 

СЕНТЯБРЬ, 2014

 

«И над Борисоглебом, как и прежде в пору ясную засияют золотые купола!»

Поновление креста и купола Благовещенской церкви Борисоглебского монастыря стало возможным благодаря  финансовой поддержке человека, который пожелал остаться неизвестным... Последний раз реставрировали этот храм в 1905 году. Крест и купол были покрыты червонным золотом в технике огненного золочения. Эта техника заключалась в следующем: золото растворяли в ртути, потом этот раствор наносили на медную пластину, которую устанавливали над горящими углями. ртуть при этом испарялась, а золото прочно сливалось с медью. Метод этот очень опасный, золотильщики рисковали своим здоровьем и даже жизнью. в настоящее время реставраторы этот метод не используют. Сейчас купол и крест покрыли листами сусального золота.

 

«Готовые быть водруженными...»

 Купола и кресты скоро водрузят над часовней у северных святых ворот Борисоглебского монастыря. Эта часовня была построена на средства борисоглебских крестьян в 1880-е годы в посвящение преподобному Иринарху затворнику Борисоглебскому.

 

 

 

 

 

Надвратные храмы

 

 

 

 

 

Нельзя не заметить, как мощны, величественны и великолепны надвратные храмы Борисо-Глебского монастыря. Северный Сретенский храм выстроен над водяными воротами в самом конце XVII века и является ярким примером «Нарышкинского барокко». Этот архитектурный стиль характеризуется пышным убранством фасадов. Декоративность Сретенской церкви подчеркивается богатейшим узорочьем ворот и северной галереи. Венчают храм пять удлиненных барабанов с луковичными главами. Предполагают, что в древности река Устье подходила непосредственно к северным монастырским стенам, отчего и ворота назывались «водяными».

 

Особенно интересен по своей архитектуре храм во имя преподобного Сергия Радонежского над южными святыми воротами. Выйдите за монастырские стены, полюбуйтесь Сергиевским храмом с юга. Поражающий своей монументальностью, он придает главному входу в монастырь величие и торжественность. В композиции надвратного храма отмечается излюбленный прием древнерусских зодчих — создание ассиметрии и контраста. Этот прием подтверждает совершенно иной подход к строительному искусству. Если на Западе архитекторы строго выдерживали симметрию, то у русских зодчих выработался совершенно иной подход к красоте, основанный не на строгой симметрии, а на гармонии — стройности и согласованности пропорций.

Глядя на эту красоту, понимаешь, что это самое великое, что мог сделать тогда человек, умело используя цвет, объем, рельеф и пространство. Какими же талантливыми были наши предки, сумевшие воплотить идею присутствия Бога на земле в такую потрясающую ум и воображение форму!

  

Звонница

Звонница с храмом во имя Собора Иоанна Предтечи

Немало красоты придает монастырской площади изящной архитектуры звонница, или, как бы сказали в старину, «церковь под колоколы с часобитней». Колокольня с церковью во имя Собора Иоанна предтечи была каменной еще в XVI веке.

Тяжелое и пышное крыльцо, украшенное великолепными многоцветными изразцами, очень похожее на крыльцо Благовещенской церкви, было пристроено к звоннице примерно в то же время, в конце XVII века. Крыльцо это композиционно не слито со зданием звонницы и вступает в противоречие с тонкими, подчеркнуто вытянутыми барабанами трех маленьких главок. Без нарядного крыльца звонница казалась бы более легкой, устремленной ввысь.

Первое упоминание о колоколах появляется в монастырских летописях в 1566 году, когда царь Иоанн Васильевич Грозный «в свое здравие» пожаловал в Борисо-Глебскую обитель колокол в 138 пудов. Этот царский колокол был самым большим на звоннице до 1758 года, когда «на сумму монастырскую» был отлит колокол в 261 пуд». К началу XX века на звоннице висело 9 колоколов. В 1913 году борисоглебские крестьяне обратились к настоятелю Борисо-Глебского монастыря архимандриту Власию с просьбой разрешить им сбор средств для отливки нового большого колокола, «который бы своими размерами и звуком соответствовал духу и величию обители». Собирали деньги всем миром, немалую сумму внесли крестьяне-питерцы, санкт-петербургские купцы Александр Иванович Улыбин и Василий Александрович Черепенников, а также архимандрит Власий. Колокол в 606 пудов был отлит в Ярославле на заводе купцов Оловянишниковых. Торжество поднятия нового колокола состоялось 13 октября 1913 года. Чин освящения колокола совершал архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон (Белавин).

Но этому красавцу не дано было долго радовать людей своим бархатным звоном. Колоколам Борисо-Глебского монастыря суждено было погибнуть во времена богоборческой власти. В это время в России лились последние звоны. В монастыре представители треста «Рудметаллторг» сняли колокола в октябре 1929 года. Все они были разбиты «для приведения лома в транспортабельное состояние». К концу 1930-х годов в России было уже снято и уничтожено 99% колоколов. Это были невосполнимые утраты: перестали работать колокололитейные заводы, была утрачена технология производства, знания и навыки звонарей и литейщиков были вытравлены.

Первый звон колоколов после длительного, почти 60-летнего перерыва борисоглебцы услышали в августе 1988 года. Тогда на звоннице было размещено 18 древних колоколов, собранных из разных сел и деревень Борисоглебского района. Звон этих колоколов сопровождал первую службу во вновь открывшемся в 1989 году Борисо-Глебском соборе и провожал первый Иринарховский крестный ход 1998 году. После передачи звонницы монастырю в январе 2009 года колокола были сняты и перемещены в запасники Ростовского музея.

К Пасхе 2009 года на звонницу Борисо-Глебского монастыря было поднято десять новых колоколов, отлитых в Тутаеве на заводе мастера Николая Шувалова. Самый большой колокол весит 5 200 кг. Этот колокольный набор является даром монастырю московских меценатов братьев Ананьевых в память 645-летия Борисо-Глебский обители. В июне 2010 года был восстановлен и часозвон. А в 2011 году в нише между арочными пролетами верхнего яруса была заново написана иконописцем Еленой Лавриненко фреска «Иоанн Креститель-Ангел пустыни».

Церковь Благовещения

Все фото кликабельны

Рядом с собором Бориса и Глеба, западнее его, в 1524—1526 годах на месте древней деревянной была возведена каменная теплая церковь, освященная в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Это — одна из немногих построек, с которой документально связано имя Григория Борисова, одного их самых известных зодчих первой половины XVI века.

Церковь была отапливаемая, зимняя.

Она завершается четырехскатной кровлей и луковичной главкой на тонком барабане. Легкие лопатки делят каждый фасад на три прясла. Первоначально церковь имела щелевидные оконные проемы, подобные одному из них, сохранившемуся на торцевой стене трапезной. Интерьер храма бесстолпный, перекрыт крещатым сводом. Существует предположение, что в связи с подобной конструкцией свода, перекрытие храма было не четырехскатным, а трехлопастным, аналогично тому, как это сделано в Вознесенской церкви Ростова, построенной в том же XVI веке. Под современной четырехскатной крышей находится нижняя часть древнего барабана, первоначально возвышавшегося над кровлей.

Внешний вид Благовещенской церкви в огромной степени изменен после реконструкции конца XVII века — устройства новых окон, переделки фасадов, наращивания барабана, изменения формы главы (первоначально она была шлемовидной). С западной стороны Благовещенского храма было пристроено крыльцо, каждая стена которого имеет арку с висячей гирькой. Крыльцо богато украшено ширинками с изразцами.

После таких капитальных изменений Благовещенская церковь была заново освящена 2 ноября (ст. ст.) 1696 года. В течение XVIII века в храме часто проводились ремонтные работы. В 1797 году в трапезной палате был устроен придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В 1829 году на левой стороне устроен придел во имя святителя Николая. Храм и придел были вновь освящены настоятелем обители архимандритом Рафаилом. В 1882 году в Благовещенской церкви велись значительные работы в интерьере.

Примыкающая к церкви Благовещения с запада трапезная палата — одностолпное, квадратное в плане помещение с крестовыми сводами. Такие палаты, вмещавшие в себя не один десяток человек, начали строиться в XV веке. Большое распространение в русском, и особенно в монастырском зодчестве они получили в XVI и XVII веках.

Помещение трапезной сохранилось до наших дней без каких-либо значительных изменений конструктивных форм XVI века. Зал собственно трапезной представляет собой квадратное в плане помещение, перекрытое сводами, опирающимися на центральный, круглый в плане, столп. Крестовый свод XVI века в трапезной был спустя полтора столетия переделан, но центральный столп сохранился до настоящего времени, хотя и потерял смысловою нагрузку. Позднее свод еще раз переделывался, так что в настоящее время верхний зал мало похож на тот, который был построен в XVI веке.

 

К Благовещенской церкви примыкают Настоятельские покои. Это здание является истинным украшением Борисо-Глебского монастыря. Покои были реставрированы в 1990-е годы и предстают перед нами как сооружение двух эпох — XVI и XVII веков.

Cerk Blagovesheniy-1

Исследователи архитектуры Борисо-Глебского монастыря относят строительство Настоятельских покоев к XVI веку. Тогда каменные жилые покои в монастырях — явление редкое. Не исключено, что Настоятельские покои были построены также под руководством Григория Борисова. Возможно, первоначально они не входили в комплекс Благовещенской церкви, а были отдельным зданием. Здание выстроено на высоком подклете, что обусловлено рельефом местности. Стены Настоятельских покоев расчленены вертикально лопатками. Украшением восточной и северной стен является широкий орнаментальный пояс из профилированного кирпича. Кирпичный узор, драпирующий здание нарядной лентой, состоит из поребрика, бегунка, бойницеобразных нишек и напоминает мотивы народных кружев.

Первоначально в Настоятельских покоях находилась крестовая палата, стены и своды которой были расписаны. Здание в течение XVII—XIX веков неоднократно перестраивалось.

В 80-х гг. XVII века к Благовещенской трапезной палате монастыря пристраивается крыльцо. Такого декоративного великолепия не знает ни одно сооружение ни Ростова, ни Ярославля. По богатству, красоте и выразительности неповторимого кирпичного орнамента это крыльцо, наряду с крыльцом звонницы, стоит в ряду выдающихся памятников древнерусской архитектуры. И как замечательное качество этого строения можно отметить то, что при всем обилии и разнообразии декоративных элементов оно не теряет ясности и цельности архитектурных форм в целом.

Декоративность архитектурных форм сооружений XVII века усиливается широким применением различных изразцов. Относительно хорошо сохранившийся изразцовый декор памятников Борисо-Глебского ансамбля представляет значительный интерес.

 На стенах архитектурных памятников монастыря можно увидеть полихромные — ценинные и монохромные — «муравленые» изразцы. Значительным центром производства изразцов в XVII веке был Ярославль.

 В XVIII—XIX веках изразцовый декор казался слишком архаичным, устаревшим архитектурным элементом, и Борисоглебские изразцы были забелены известью. Во второй половине XIX века они были расчищены.

 Большое количество изразцов украшает крыльцо трапезной палаты: орнаментальные, с фигурами птиц и животных, с изображением батальных сцен и всадников.

 

Собор бл. князей Бориса и Глеба

Все фото кликабельны


Великолепный архитектурный ансамбль Борисо-Глебского монастыря и благолепие его храмов являются свидетелями веры и благочестия многих поколений русских людей, насельников и богомольцев.

Монастырь около ста пятидесяти лет простоял таким, каким построили его основатели. Все здания были деревянными. Обитель была ограждена деревянной крепостью. Русь очень страдала от опустошительных пожаров, так как в течение многих веков деревянными были и дома, и храмы, и крепости, но Господь миловал Борисо-Глебскую обитель. К каменному строительству здесь приступили не столько из-за ветхости построек, сколько благодаря особому вниманию именитых богомольцев и наличию средств. Сохранившийся до наших дней архитектурный ансамбль монастыря был создан в 1520-е и в 1680—1690-е годы. Монастырь занимает площадь более семи тысяч квадратных метров.

«Повесть о Борисоглебском монастыре» сообщает, что каменное строительство в обители началось «по повелению благоверного и христолюбивого Великого князя всея Руси Василия Иоанновича», и подробно описывает чудо, которое при этом произошло. По молитвам игумена Феофила и братии обители в окрестностях монастыря была найдена известь, так необходимая во время большого каменного строительства.

Собор святых Бориса и Глеба (1522—1523 гг.) — первый каменный храм в монастыре. Он был освящен архиепископом Иоанном Ростовским 22 сентября 1523 года. Строительство храма совершалось под руководством Григория Борисова — одного их самых известных зодчих первой половины XVI века.

В своем первозданном виде собор был интереснейшим образцом древнерусской архитектуры, но последующие поновления исказили его облик. Во второй половине XVII века были растесаны щелевидные окна. В 1778 году шлемовидную главу собора заменили на луковичную с перехватом. В 1780 году позакомарное завершение храма было заменено четырехскатной кровлей, существующей и поныне. В 1810 году возникла необходимость пристроить к западной стене придел во имя пророка Божия Илии, где почивают мощи преподобного Иринарха, затворника Ростовского. В 1836 году на четырехскатной крыше надстроили по углам четыре главы, и собор до 1925 года был пятиглавым.

Внутри собора крестовые своды покоятся на четырех столпах. Два восточных столпа расположены в алтаре, к ним крепится иконостас. В описи собора начала XX века об иконостасе говорится: «поставлен на каменный фундамент и сплошь вызолочен червонным золотом».

Иконостас, который сегодня находится в храме, привезен в 1990-е годы из храма села Губычево Борисоглебского района.

Стены в соборе изначально и вплоть до конца XVIII века были белые, покрытые известковой побелкой. Лишь в аркосолии северной стены, наполовину заложенной кирпичом, у места упокоения основателей монастыря Феодора и Павла, сохраняется фреска времен царя Иоанна IV Грозного, на которой изображены равноапостольный князь Владимир, его сыновья Борис и Глеб и коленопреклоненные Феодор и Павел, молящие святых страстотерпцев о заступничестве перед Христом за обитель, ими основанную.

Полностью собор был расписан масляной живописью в XVIII веке и с тех пор неоднократно поновлялся. В настоящее время стены и своды храма покрывает живопись, выполненная в XX веке петербургскими мастерами под руководством Ф.Е. Егорова. Эта бригада живописцев писала с оригиналов известных русских художников, строго выдерживая сходство. Сцены из Священного Писания в соборе выполнены по мотивам росписей В.М. Васнецова.

Нагорная проповедь

В куполе и на стенах барабана находятся изображения Господа Вседержителя, двенадцати Апостолов, Архангелов и Евангелистов. Своды храма украшают сцены Сотворения Мира. На стенах в нижнем ярусе изображены Отцы Вселенских соборов и Нагорная проповедь. Выше — двунадесятые праздники. На столпах святые князья Владимир, Борис и Глеб, Александр Невский, Михаил Тверской, Федор, Давид и Константин Ярославские.

Главной святыней древнего собора страстотерпцев Бориса и Глеба являются мощи основателей обители преподобных Феодора и Павла, которые находятся здесь под спудом в северо-западном углу храма. Украшение гробницы Божиих угодников свидетельствуют о той любви к святым подвижникам, которую питали к ним православные христиане на протяжении столетий.

В XX веке Борисо-Глебский монастырь, как и вся Русская Православная Церковь, подвергся жестоким испытаниям. В 1928 году монастырская жизнь и Богослужения в обители прекратились. Монастырские здания были отданы под хозяйственные нужды. В соборе разместили склад льноволокна. Из ликвидированного монастыря были изъяты художественные ценности. Внутреннее убранство Борисо-Глебского собора, его исторические ценности и святыни подверглись большей частью уничтожению, лишь немногое удалось спасти. К примеру, несколько самых древних икон XVXVI вв. из деисусного ряда иконостаса храма как великолепные образцы школы Дионисия и его учеников находятся сейчас в собрании музея им. Андрея Рублёва в Москве и в музее-заповеднике г. Ростова Великого.

В 1989 году собор был возвращён Русской Православной Церкви, поначалу храм действовал как приходской. Монашеская жизнь возродилась в 1994году. Первая Литургия в возрождённом монастыре была отслужена 4 ноября 1994 года в день празднования Казанской иконы Божией Матери и памяти первостроителей — преподобных Феодора и Павла Ростовских.

Многочисленные паломники приезжают в Борисо-Глебский монастырь, тобы зайти в собор и, помолившись, поклониться «сокровищу русскому неоскудному и неокрадному», мощам святых угодников Божиих — преподобного Иринарха и первостроителей и основателей монастыря Феодора и Павла. 

В соборе находятся списки наиболее почитаемых чудотворных икон монастыря: Богоматерь Лиддская (XVI в.) и житийный образ прп. Иринарха (кон. XVII). Эти иконы «мерою и подобием» с чудотворного первообраза были написаны иконописцами Е. Лавриненко и А. Дворниковым соответственно.

Читайте в этой рубрике

Икона дня

Православие.Ru Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православный календарь

Сайт создан
по благословению
епископа Рыбинского
и Угличского
Вениамина

Крестный ход 2016

осталось ... 19.07.2017 8:0 -127 дней

Случайное изображение

z_b8725685.jpg

Радио Благовещение» слушать онлайн

Яндекс.Метрика
Поиск в православном интернете: